• Сведения об образовательной организации
  • Организация питания обучающихся
  • Учебная деятельность
  • Мир гимназии
  • АНО "Развитие Гимназии №7 г.Перми"
  • Электронная приемная
  • Программа воспитания
  • Независимая оценка качества образования
  • Доступный спорт!
  • Внеурочная деятельность

    Рабочие программы по внеурочной деятельности 2023-2024 гг:

    11 класс. Мыслить на физическом. Березин К.А..
    1 кл КРОШКИ ГТОшки!.
    1 Программа эл курса Экспериментальная физика, математика и философия 7 класс 1 полугодие.
    2 кл Игровое ГТО.
    2 Программа эл курса Физика природы 7 класс 2 полугодие.
    3 кл ГТО-путь к успеху.
    3 Программа эл курса Кухонный кудесник и физика 8 класс 1 полугодие.
    4 кл По дорожкам ГТО.
    4 Программа эл курса Физика и философия домашнего уюта 8 класс 2 полугодие.
    5 Программа эл курса О, спорт - ты мир! 9 класс 1 полугодие.
    6 Программа эл курса Физика для будущих профессионалов 9 класс 2 полугодие.
    Алгоритмика Изюмская Е.Н..
    Березин. На пути к олимпу - 6е классы.
    Бояршинов А.А. - программа SOFT SKILLS.
    Бояршинов А.А. - программа кибербезопасность.
    Вотинцева Г.В. Мой край.
    Гимнастика для ума 2 класс Изюмская Е.Н..
    Голубчикова В.Г. 6-11кл Программа Движение первых.pdf
    Готовимся к итоговому сочинению 11 кл.
    Гусева О.А. каллиграфия_для_продолжающих.
    Гусева О.А. общество и культура Азии.
    Давлятова А.А, Программа по ВД Театр танца Крылья.
    Ежова Ю.В. 3Е Компьютер - мой помощник.
    Жунёва Е.В. 4 класс Математические лабиринты .
    Историческая реконструкция своими руками.
    Кирьянова Е.В. Программа курса Поэтическое Прикамье.
    К ОГЭ на 80+ быллов. Порываева..
    КСК 10 класс Русский язык (модуль 1).
    КСК 10 Русский язык (модуль 2).
    КСК 11 Русский язык.
    КСК 1. Письменный экзамен по китайскому языку. Основы.
    КСК 1. Устная коммуникация на китайском языке. Основы.
    КСК 2. Писмьенный экзамен по китайскому языку. Продолжение.
    КСК 2. Устная коммуникация на китайском языке. Картины.
    КСК 3. Письменный экзамен по китайскому языку..
    КСК 3. Устная коммуникация на китайском языке. Вопросы.
    КСК 6 Курс грамотного пользователя Ногина Н.А..
    КСК Аниме на русском.
    КСК. Занимательная история. Часть 3. Порываева.
    КСК. История в кадре. Гилев Е.Ю..
    КСК. История. Часть 2 Порываева.
    КСК. Киноклуб. Порываева.
    КСК литература 10 - 11.
    КСК по математике 11, 2 часа Котельникова.
    КСК по математике 9, 2 часа Котельникова.
    КСК по математике 9 класс.
    КСК. Практическое обществознание. Порываева. Часть 1.
    КСК. Практическое обществознание. Часть 2. Порываева.
    КСК. Часть 1. История. Порываева.
    Маломанова ЕБ Решение задач высокого уровня сложности по неорганической химии.
    Мастерская выразительного чтения КСК 2 класс Файзуллина И.В..
    Мастерская слова 4 класс.
    Математика – источник красоты Пермякова А.И..
    Михайлов А_Э_Основы моделирования.
    Многогранный куб 8 кл Ожгибесова Е.Г..
    Мясникова Н.А. КСК Школьные вайны.
    Плотникова Е.М..
    Полезные завтраки 5кл Степанова Н.В..
    Программа Голубчикова В.Г. Коми-перм фольклор.
    Программа КСК 9,1 Ногина Н.А.
    Программа КСК 9,2 Ногина Н.А.
    Программа КСК АЯ 2 класс.
    Программа КСК _Дизайн студия.
    Программа КСК Первый класс для писателей Макарова П.А..
    Программа КСК Плотникова Е.М. (2).
    Программа КСК Плотникова Е.М. (2) — копия.
    Программа КСК Плотникова Е.М..
    Программа КСК Путилова А.Э. 6 класс.
    Программа КСК Степанова Н.В. Ожгибесова Е.Г. 22-23.
    Программа КСК Шумкова Н.А. 10-11 класс (1).
    Программа КСК Шумкова Н.А. 10-11 класс (2).
    Программа курса Поторочиной О.Б.
    Программа факультатива Теоретические методы решения физических задач 10-11.
    Прорамма КСК Йога 6 кл Алгазина Ю.В..
    Реальная математика 7класс Нелюбина Н.П..
    Савина_А_А_Дом,_в_котором_я_живу_3_класс.
    список КСК китайский язык Чугаев.
    Фитнес программа Махнева А.П..
    Формула успеха 2 класс Изюмская Е.Н..
    Черепанов КСК Авиа модель.
    Шехирева Е.В. КСК ТИКО-сочиняйка 2 А кл..
    Шмыкова К.А., ЧудоРучки, 1 класс, КСК.
    Эрудит 2 класс.

     

    Ответы на часто задаваемые вопросы по организации внеурочной деятельности

    Вопрос

    Ответ

    В каких документах введено понятие «внеурочная деятельность»?

    П. 16 ФГОС НОО (приказ МОиН РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)

    П. 13 ФГОС ООО (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

    П.13 ФГОС СОО (Приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)

    Что понимается под внеурочной деятельностью?

    В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

    Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы

    Какие нормативные документы регламентируют организацию внеурочной деятельности?

    -          Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции)

    -            Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»

    -        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря

    2009          г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707)

    -         Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября

    2010        г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682)

    -       СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

    -          Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594

    -          Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676)

    -      Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

    -      Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

    -            Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)

    Какие методические рекомендации есть в РФ по вопросу организации внеурочной деятельности?

    -       Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

    -       Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

    Какие локальные акты ОУ обеспечивают реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО?

    -      Устав образовательного учреждения.

    -      Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

    -               Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.

    -                     Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).

    -        Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.

    -            Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.

    -      Положение о группе продленного дня («школе полного дня»).

    -      Должностные инструкции работников образовательного учреждения.

    -                 Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).

    -      Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.

    -            Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

    -            Положение об организации и проведении самообследования образовательного учреждения.

    -          Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:

    -      Положение об учебном кабинете.

    -     Положение о школьном библиотечном фонде учебников, порядке их использования и обеспечения сохранности.

    -      Положение о школьном спортивном клуб

    Обязательна ли внеурочная деятельность?

    Да, образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность.

    П. 16 ФГОС НОО: основная образовательная программа начального общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.

    П.13 ФГОС СОО: основная образовательная программа среднего общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.

    П. 13 ФГОС ООО: основная образовательная программа основного общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.

    В каком документе должна быть прописана внеурочная деятельность?

    П. 17 ФГОС НОО: основная образовательная программа должна предусматривать учебные курсы, обеспечивающие индивидуальные потребности обучающихся, в том числе этнокультурные, и внеурочную деятельность.

    В образовательном учреждении должен быть учебный план и план внеурочной деятельности

    Какова основная цель внеурочной деятельности?

    Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

    Каковы основные задачи внеурочной деятельности?

    Задачи внеурочной деятельности:

    -   обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе

    -   оптимизировать учебную нагрузку обучающихся

    -   улучшить условия для развития ребенка

    -   учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося

    Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности?

    Основные принципы организации внеурочной деятельности: -учёт возрастных особенностей;

    -сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; -связь теории с практикой; -доступность и наглядность;

    -включение в активную жизненную позицию;

    Какие условия организации внеурочной деятельности должны учитываться в ОУ?

    Научно-методическое обеспечение (Методический совет, ШМО, ПДС и т.д.)

    Материально-техническое обеспечение (оснащенность учебных кабинетов, спортзала, досугового центра и т.д.)

    Информационное обеспечение (наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет)

    Внешние связи и партнерство (сотрудничество с УДО, учреждениями культуры и спорта, родителями)

    Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности?

    Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.

    Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения.

    Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся.

    Сколько часов в неделю должно быть?

    Министерством образования и науки РФ рекомендовано при комплектовании часов внеурочной деятельности руководствоваться нормативами ФГОС НОО, в которых отмечается, что время, отводимое на внеурочную деятельность составляет до 1350 часов. Нижняя граница часов определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с его спецификой и построенной моделью внеурочной деятельности.

    Сколько часов в  неделю должно быть?

    В условиях введения ФГОС образовательная программа общеобразовательного учреждения состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса, в которую входит внеурочная деятельность, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течение дня.

     

    всего

    кол-во час. на уровне НОО

    до 1350 час.

    кол-во час. в год

    до 338 час.

    кол-во час. в неделю

    до 10 час.

    Устанавливается ли минимальный и максимальный порог количества часов на внеурочную деятельность?

    Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально- технических и других условий.

    Ограничивает ли вновь введенный СанПиН количество часов по внеурочной деятельности?

    Согласно п. 10.5. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

    В то же время, в этом же пункте говориться, что величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3 (гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки).

    Поскольку Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения, то указанные выше положения регламентируют именно процесс обучения.

    Так как процесс обучения может быть организован через урочную и внеурочную деятельность, то ограничения, накладываемые п. 10.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 касаются только той части внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план общеобразовательного учреждения (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса), и не относятся к реализации внеурочной деятельности в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом образовательного учреждения.

    Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно п. 10.28. и п. 10.29. СанПиН 2.4.2.2821-10 при организации групп продленного дня необходимо руководствоваться рекомендациями, изложенными в приложении 6 указанных санитарных правил, а кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и организована в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

    Все ли обучающиеся должны посещать все занятия внеурочной деятельности?

    Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

    Классным руководителем ведется учет количества часов по каждому ученику. Два раза в год (сентябрь, май) данная информация сдается заместителю директора, курирующего реализацию ФГОС в образовательном учреждении. Данная информация включается во внутришкольный мониторинг.

    Какова наполняемость групп?

    Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп в зависимости от выбранной модели внеурочной деятельности.

    При организации... в образовательном учреждении наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек (п. 10.1 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях")

    При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854, от 20.07.2007 № 459, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216).

    Для использования возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций образовательному учреждению целесообразно заключать договор о реализации внеурочной деятельности младших школьников. При этом необходимо учитывать п. 1.6. раздела I "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (Постановление от 3 апреля 2003 г. № 27) о наполняемости групп. Если внеурочная деятельность реализуется за счет часов дополнительного образования, то наполняемость формируется в соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.».

    Если внеурочная деятельность реализация за счет часов по интересам в рамках группы продленного дня, то наполняемость формируется с учетом требований к организации групп продленного дня продленного дня (класс-комплект). При иных случаях организации внеурочной деятельности наполняемость регулируется в соответствии с действующим законодательством.

    Какие существуют модели внеурочной деятельности?

    Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

    -       модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

    -      модель «школы полного дня»;

    -         оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

    -      инновационно-образовательная модель.

    Практика показывает, что в образовательных учреждениях в основном реализуются смешанные модели организации внеурочной деятельности:

    -      смешанная (оптимизационная + модель дополнительного образования)

    -            смешанная («школа полного дня» + модель дополнительного образования) и др.

    Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС НОО?

    Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития: личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

    Какие существуют виды внеурочной деятельности?

    Виды внеурочной деятельности:

    -   Познавательная

    -   Игровая

    -   Трудовая (производственная) деятельность

    -   Досугово-развлекательная деятельность

    -   Спортивно-оздоровительная деятельность

    -   Туристско-краеведческая деятельность

    -   Художественное творчество

    -   Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)

    -   Проблемно-ценностное общение

    Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?

    Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты. Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Аудиторных занятий не должно быть более 50%

    При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога. Содержание примерных программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов, обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

    Программы организации внеурочной деятельности учащихся предполагают, как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий (10 часов в неделю на ученика), так и организацию занятий крупными блоками (фестивали, экспедиции, конкурсы, слеты, соревнования и т.п.) в любое время вне учебных занятий, в том числе и в группах продленного дня.

    Кто определяет формы организации внеурочной деятельности?

    Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение самостоятельно.

    Как может реализовываться внеурочная деятельность в образовательном учреждении?

    Внеурочная деятельность может реализовываться через отдельные программы, составленные педагогами, через формы работы классного руководителя, организацию поисковой, исследовательской, проектной деятельности, практики и др.

    Часы внеурочной деятельности могут быть использованы для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

    Через что можно организовать внеурочную деятельность?

    1.                  учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

    2.                      дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

    3.                      образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

    4.                      организацию деятельности групп продленного дня;

    5.                      классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

    6.                      деятельность иных педагогических работников (педагога- организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

    7.                  инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

    Кто должен отвечать за разработку программ внеурочной деятельности?

    Согласно ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательного учреждения.

    Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»).

    Как можно разработать программы внеурочной деятельности?

    Первый способ - использование разработанной дополнительной образовательной программы в качестве рабочей. При этом соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.

    Второй способ - создание рабочей программы на основе разработанной с уточнением цели и задач, требований к структуре программы, ее содержанию, методам и образовательным технологиям, результатам работы и форме подведения итогов индивидуальной и коллективной деятельности воспитанников. Программа утверждается директором образовательного учреждения.

    При разработке рабочей программы внеурочной деятельности необходимо учесть, что главными результатами обучения и воспитания является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

    Требование к рабочей программе по внеурочной деятельности определяются локальным актом образовательного учреждения с учетом требований ФГОС (п. 19.5. ФГОС НОО, п. 18.2.2. ФГОС ООО).

    Каковы должны быть требования к составлению программ по внеурочной деятельности?

    Требования в каждом образовательном учреждении могут быть свои, но они не должны противоречить действующим требования ФГОС (п. 19.5. ФГОС НОО, п. 18.2.2. ФГОС ООО): «... программы отдельных предметов, курсов...)

    Каковы основные результаты внеурочной деятельности?

    Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

    Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

    Кто определяет содержание внеурочной деятельности?

    Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение.

    Общеобразовательное учреждение (далее - ОУ) вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

    В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования. В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.

    Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.

    Каковы основные методы диагностики эффективности внеурочной деятельности?

    Цель диагностики - выяснить, являются ли ив какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

    Объекты диагностики: личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога

    Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование

    Как производится учет занятости учащихся внеурочной деятельностью

    Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогом в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество педагога, фамилии, имена обучающихся, класс, дату и форму проведения занятия, содержание. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

    Как осуществляется оплата часов ВУД?

    Оплата часов по внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с приказом образовательного учреждения. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей.

    Должно ли отдельно финансироваться материально- техническое оснащение внеурочной деятельности?

    В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации (пп. 1 п. 6 ст. 29 Закона).

    Процедура наполнения ресурсного обеспечения, в том числе и внеурочной деятельности в начальной школе, происходит с учётом: федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденных приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 г. № 189; Санитарно-эпидемиологических требований к учреждением дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), утвержденные постановлением Минздрава России от 3 апреля 2003 г. № 27.

    Вместе с тем нельзя полностью разграничить материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. В силу данной причины естественно некоторое дублирование отдельных средств обучения, которые могут быть использованы как в урочной, так и во внеурочной. Это лишь подтверждает наличие преемственных связей в организации учебного процесса и процесса за его рамками: одно и тоже средство может быть использовано с разной целью и в разных видах деятельности (урочной и внеурочной). Некоторые средства используются только во внеурочной деятельности, их отбор определяется наполнением содержания программ курсов внеурочной деятельности и особенностями занятий.

    Что делать, если родители отказываются от дополнительных часов по внеурочной деятельности?

    Дополнительные программы в рамках внеурочной деятельности выбирают родители (законные представители). Выбор программ и часов внеурочной деятельности на следующий учебный год определяется на родительских собраниях в апреле-мае. Рассмотрение вопроса организации внеурочной деятельности протоколируется. Родителей (законных представителей) знакомят с организацией внеурочной деятельности, осуществляется выбор дополнительных программ. С каждого родителя (законного представителя) берется подпись о выборе программ. Родитель может отказаться от аудиторных часов по внеурочной деятельности, то есть от организации внеурочной деятельности через программы.

    Так как аудиторных занятий по внеурочной деятельности не должно быть более 50%, поэтому для данного ребенка внеурочная деятельность будет организована через иные существующие в образовательном учреждении формы.

    Можно ли освободить от часов внеурочной деятельности детей,профессионально занимающихся в учреждениях дополнительного образования, культуры и спорта?

    Да. Этот вопрос решается каждым образовательным учреждением самостоятельно.

    Ребенка освобождают не от всей внеурочной деятельности, а только от дополнительных аудиторных часов.

    При освобождении таких детей при отчетах необходимо показать, что внеурочная деятельность для данной категории детей организована не только ресурсами образовательного учреждения, но и родителями (законными представителями) самостоятельно.

    Зачет  занятий  в  организациях  дополнительного  образования в  качестве  внеурочной  деятельности  носит заявительный характер и происходит на  основании  заявления от родителя (законного представителя) и предоставления  справки  от организации  дополнительного  образования  о недельной  нагрузке  обучающегося.

    Какую категорию обучающихся можно полностью освободить от внеурочной деятельности?

    Любого ребенка по состоянию здоровья, например, дети, обучающиеся на дому. В отчетах необходимо показать причину освобождения «по состоянию здоровья».

    Обязательно ли распределять равномерно количество часов по всем направлениям внеурочной деятельности, определенных в ФГОС?

    Нет. Количество часов, приоритет за каким-либо направлением определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от направления работы школы, контингента, социального запроса, педагогических кадров, материальных возможностей школы и иных ресурсов.

    Все ли направления внеурочной деятельности обязательно должны быть реализованы через специально разработанные программы?

    Нет. Количество аудиторных часов не должно быть более 50%. Одни направления можно реализовывать через программы, а другие - через формы. Но в документах внутришкольного мониторинга необходимо это отразить.

    Можно ли считать внеурочную деятельность и дополнительное образование один и тем же?

    Нет.

    Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

    При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

    Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

    Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.

    Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы.

    Вместе с тем необходимо учитывать опыт организации образовательного процесса, сложившийся в системе дополнительного образования по развитию мотивации личности к познанию и творчеству младших школьников, соблюдать современные требования действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

    В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в рамках, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

    Необходимо ли заключать договор с учреждением дополнительного образования, если внеурочная деятельность организована с привлечение данных ресурсов?

    Да, конечно. Договор необходимо заключить с каждым учреждением, ресурсы которых привлечены для организации внеурочной деятельности.

    Необходимо ли обучать по программам ФГОС учителей, привлеченных только для часов внеурочной деятельности?

    Да. Все учителя, задействованные в преподавании часов внеурочной деятельности должны быть обучены в соответствии с требованиями ФГОС:

    П. 23 ФГОС НОО: ... в объеме не менее 72 часов.

    П. 22 ФГОС ООО: ... в объеме не менее 108 часов.